Туристическое снаряжение от производителя - палатки, рюкзаки, спальные мешки.      Ваш город: ( ). Срок доставки: дней.

Каталог снаряжения
Новости

[01.03.2011 - Новый сезон - старые цены!]
Начался новый сезон 2011г., но наши цены по прежнему остаются на уровне 2009г. Торопитесь купить отличное снаряжение по выгодной цене! >>
[18.01.2010 - Снаряжение ОРИЕНТ в Димитровграде]
Теперь жители Димитровграда могут купить туристические палатки, рюкзаки и спальники нашего производства в магазине "Спортландия". >>
[01.07.2009 - Скидки на снаряжение]
До конца лета скидки на палатки, рюкзаки с спальные мешки - 10%! >>
[02.02.2009 - Изменение цен на снаряжение]
С 1 марта мы вынуждены повысить цены на выпускаемое снаряжение из-за повышения стоимости импортных материалов. >>
[27.08.2008 - Новый рюкзак на 80л]
В производство запущен новый рюкзак - Перевал-80. >>



 
Корзина покупок
Купить снаряжение
Кол-во: 0 ед. товара
Сумма:  0 руб.
Открыть корзину
Наши координаты
+7 (929) 79-000-97
пн-пт с 9 до 18
сб с 9 до 15
г. Ульяновск
пр-т ген. Тюленева , 4б
2 этаж
Выбор каркаса палатки: стеклопластик или алюминий?
автор - Сергей Веденин

Раздел моей статьи "Материалы для палаток. Что скрывается за названиями", посвященный каркасам для палаток, вызвал бурные дискусии. Возникло множество вопросов, на которые я постараюсь ответить.

Вопросы:

1. Как материал может одновременно обладать высокой жесткостью и высокой упругостью?
2. У кого эти характеристики выше - у алюминия или стеклопластика?

Сначала о терминах - Большая Советская Энциклопедия трактует их так:

Жескость - способность тела или конструкции сопротивляться образованию деформации;
Упругость - свойство макроскопических тел сопротивляться изменению их объёма или формы под воздействием механических напряжений. При снятии приложенного напряжения объём и форма упруго деформированного тела восстанавливаются;
Модуль упругости - величина, характеризующая упругие свойства материала. В случае малых деформаций, когда справедлив Гука закон, т. е. имеет место линейная зависимость между напряжениями и деформациями, М. у. представляет собой коэффициент пропорциональности в этих соотношениях.

Когда я писал статью о материалах для палаток, я не вкладывал в эти слова точный физический смысл. Под высокой жескостью я имел в виду, что придется приложить большее усилие для изгибания каркаса в дугу. И соответственно каркас с большим усилием будет растягивать материал палатки и лучше реагировать на внешнее воздействия. Под упругостью я имел в виду способность каркаса сохранять жесткость и оригинальную форму при длительных нагрузках. Это важно не только для уменьшения размера упаковки (гнутые стойки занимают больше места), но влияет и на качество, устойчивость и надежность всей палатки - изогнутый каркас хуже растягивает палатку и соответственно хуже переносит ветровые нагрузки. Под прочностью я имел в виду способность каркаса долгое время выполнять свои функции без поломок.

Несколько слов об используемых технологиях.

Самая "старая", "простая" и отработанная технология у алюминевых трубок - в производстве каркасов применяются цельно тянутые ( бесшовные) трубки. Эта технология известна многие десятилетия, 100% автоматизирована, надежна, дешева и гарантирует стабильность характеристик.
Стеклопластиковые трубки для производства каркасов палаток могут производится по двум технологиям - "экструзионной" и "намоточной". (Эти термины придуманы мной и возможно не совсем точны.)
По "экструзионной" технологии трубки производятся из однонаправленного стекловолокна (без поперечных связей) методом экструдирования (выдавливания) пропитаного связующим (эпоксидная, полиэфирная или аналогичная смола) стекловолокна черерез специальную фильеру, которая и формирует трубку "бесконечной"длинны. Это дешовая, 100% автоматизированная технология, которая тоже гарантирует стабильное качество. Ближайший аналог - производство макарон.
При "намоточной" технологии каждый элемент каркаса производится отдельно - рабочий укладывает на специальную оправку предварительно пропитаное стекловолокно. Сначала укладывается один или несколько слоев вдоль, а потом наматывается один или несколько слоев поперек для создения поперечных связей и защиты основных силовых волокон от внешних воздействий. в этой технологии очень высока доля ручного труда. Соответственно резко увеличивается стоимость производства и увеличивается разброс характеристик и количество брака.

Теперь сравним стеклопластиковый каркас с алюминевым. Сравнивать будем вес, объем, жескость, упругость, прочность и ремонтопригодность.

Жескость. Если сравнивать характеристики алюминия и стекловолокна (именно волокна, а на готового изделия), то стекловолокно в несколько раз более жесткое, чем алюминий. Но нас интересует жескость применительно к каркасам палаток. И тут (в готовых изделиях) жескость алюминевой трубки несколько выше ( несколько это ок 10%)- к сожалению это чисто мой личный эксперимент и я не нашел дополнительной информиции по этому вопросу. Жескость стеклопластиковых трубок, выполненых по разным технологиям, отличается незначительно.

Упругость. Упругость стеклопластиковых трубок абсолютна - т.е. они ломаются без остаточной деформации. У алюминевых трубок сплава 7001 (в России аналог ему сплав В95Т1 ) при правильной эксплуатации остаточные деформации возможны, хотя обычно они незначительны.

Прочность и надежность. Опять - если сравнивать характеристики материалов, то стеклопластик гораздо прочнее (см. таблицу), но реальные изделия имеют одинаковую прочность (вы же не считаете идиотами инженеров, которые рассчитывали эти каркасы). Прочность и характеристики алюминевой трубки практически не меняются от срока службы, температуры и внешних воздействий. Напротив свойства композитов имеют тенденцию ухудшаться со временем ("старение" связующего, в т.ч. и под действием UF излучения), зависит от температуры (+80 С под тентом палатки в солнечный день вполне возможно, а связующее при повышении температуры размягчается) и нагрузки при эксплуатации (изгибы, удары, царапины) тоже не увеличивают долговечновть изделия. Все эти особености композитов давно извесны - в одном из авиационных изданий было написано про F-22 Raptor :"Причем, вряд ли можно надеяться на уменьшение массы шпангоутов за счет применения композиционных материалов (КМ), т.к. следует учитывать вероятность боевых повреждений и практическое отсутствие возможности ремонта таких конструкций в полевых условиях. КМ можно применять лишь там, где есть возможность быстрой замены отдельных узлов или всего агрегата в целом: в консолях крыла и элементах их механизации, в вертикальном и горизонтальном оперении, створках отсеков вооружения и шасси, крышках люков, обтекателях различного рода и в ряде других узлов." Полный текст см. Авиабаза =KRoN=. И при проэктировании стеклопластиковых трубок в них закладывается больший запас прочности с учетом старения и повреждений..

Вес. Сначала результаты взвешивания - стеклопластиковая трубка с переходником, рабочая длинна 50 см, диаметром 9,5 мм, выполненая по "экструзионной"технологии, весит 69 г; алюминевая трубка сплава 7001 диаметром 8,5 мм аналогичной длинны весит 27 г. У меня нет данных о весе стеклопластиковых трубок, выполненых по "намоточной" технологии, но, по ощющениям, они весили также или несколько меньше, чем альминий. Я сравниваю стеклопластик диаметром 9,5 мм и алюминий диаметром 8,5мм , как трубки близкие по жескости. Гораздо более магкий стеклопластик диаметром 8,5 мм весит 46 г. Такая разница в весе между алюминием и стеклопластиком присходит из-за стремления изготовителя произвести стеклопластиковую трубку, аналогичную по прочности с алюминевой, для чего приходится увеличивать толщину стенки чтобы сохранить прочность трубки, если на нее напимер наступят ногой. Плюс к томуже стеклопластик анизотропен (имеет разтичные характеристики по разным направлениям) и, чтобы получить приемлемую прочность на расщепление, для "экструзионных"трубок стенку приходится делать толще.

Объем. Объем зависит от диаметра трубки. Объем каркаса в упаковке у алюминевых каркасов и "экструзионных" стеклопластиковых отличается не сильно, напротив объем для каркасов, выполненых по "намоточной" технологии очень велик. Эти трубочки выпускались диаметром от 12 до 14 мм.

Ремонтопригодность. Ремонтировать стеклопластиковые трубки, обматывая их стекловолокном с эпоксидной смолой, бессмысленно. Проще и надежнее сделать алюминевую муфту. Аналогично и с алюминевым каркасом. В ремонте стеклопластиковых каркасов есть свои тонкости. Если алюминевую трубку можно в экстремальных условиях процарапать даже об камень и сломать (это займет секунд 30), то стеклопластик надо акуратно отпилить и обработать срез. Иначе срез начинает расщепляться.

Даже под муфтой? Хотелось бы поподробнее. (и про обработку среза тоже). (Это вопросы одного из рецензентов, за что ему отдельное спасибо).

Стеклопластиковая трубка модет расщепиться как в процессе отпиливания, так и в муфте, т.к. сломаный край уже расщеплен и является концентратором напряжений.

Кстати, не возникает ли проблемы при "экстремальных условиях" c запихиванием сломанной алюминиевой трубки в муфту? По логике она должна деформироваться на изломе что также требует аккуратного отпиливания. Сам не видел, просто предполагаю. Тоже было бы интересно почитать.

Алюминиевую трубку можно подстучать камнем и подточить заусенцы об тот же камень. А вообще по моему опыту сплав 7001 ломается (если ломается) как деревяшка: т.е. труба не сплющивается, а потом ломается, а получается просто неровный излом.

Еще: нет ли каких-нить данных по силе ветра которую может выдержать обычная палатка на двух дугах. Понятно что зависит от модели итд, но хоть что-нить есть? Насколько помогают оттяжки?

Вообще это тема отдельного сочинения, я постараюсь найти ответы. Если есть еще вопросы пишите сюда.

<< В оглавление